Сценарий урока с использованием компьютера

Поступления материалов за 17 августа 2012 г.

Сценарий урока с использованием компьютера.

Преподаватели – Кузнецова Ольга Анатольевна, Жигалёва Галина Ивановна.

Предмет – Окружающий мир.

Тема – Сибирь. Природные условия.

Продолжительность занятия – 45 минут.

Классы – 2, 3.

Образовательное учреждение – город Томск, Муниципальная общеобразовательная школа № 34.

Авторский медиапродукт – презентация 45 слайдов (среда Power Point, Word, материал на CD - диске)

Медиапродукт.

I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word.

II. Структура презентации:

п/п

Структурные элементы

Временная реализация

кадра

1.

Организационный момент.

1 минута

2.

Целевая установка. Составление плана урока.

5 минут

№ 1-17

3.

Работа по теме урока.

а) Характеристика территории Сибири.

б) История заселения Сибири.

в) Физминутка.

г) Природные богатства Сибири.

д) Традиции народов Сибири.

10 минут

2 минуты

1 минута

19 минут

5 минут

№ 18-20

№ 21

№ 22-41

№ 42-44

4.

Итог урока.

1 минута

№ 45

5.

Домашнее задание.

1 минута

III. Схема взаимосвязи кадров презентации: последовательная с 1 по 45 кадр.

IV. Содержание кадров.

1. Тема урока (по щелчку).

2. Зимний пейзаж (по щелчку).

3 – 14. Видеоролик песни О. Митяева «Вот она Родина» (смена кадров автоматически по времени)

15 – 17. Загадки о Сибири (по щелчку).

18 - 20. Ермак (по щелчку).

21. Зимний пейзаж (физминутка) (по щелчку).

22. Стихи о Сибири (по щелчку).

23. Нефть (по щелчку).

24 - 25. Добыча нефти (по щелчку).

26. ТНХК (по щелчку).

27. Гранит (по щелчку).

28. Виды кварца (из коллекции минералогического музея Томского политехнического университета) (по щелчку).

29. Друза. Кристалл кварца (из коллекции минералогического музея Томского политехнического университета) (по щелчку).

30. Торф. Добыча торфа (Слайд в слайде, смена по щелчку).

31. Васюганское болото (по щелчку).

32. Золото (по щелчку).

33. Добыча золота (по щелчку).

34. Изделия из золота (по щелчку).

35. Самоцветы Сибири (по щелчку).

36 - 38. Видеоролик о камнях под «Лунную сонату» Л. В. Бетховена (анимация, смена кадров автоматически).

39. Карта полезных ископаемых Томской области. Слова М. В. Ломоносова (по щелчку).

40. Демонстрация отрывка из мультфильма «Медной горы хозяйка» по одноимённому сказу П. П. Бажова (автоматически по времени).

41. Горный пейзаж (по щелчку).

42. Масленица (по щелчку).

43. Катание на лошадях «по солнышку» (по щелчку).

44. В. И. Суриков «Взятие снежного городка» (по щелчку).

45. «Сибирь, ты – Родина моя!» (по щелчку, гиперссылка на кадр № 1).

V. Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

1. недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (данный урок является подготовительным этапом к школьной научно – практической конференции, медиаресурс помог объединить дополнительный материал, полученный во время экскурсии в минералогический музей ТПУ, при изучении научной литературы);

2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем, докладчиками из числа учащихся необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;

3. развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности (использование анимации, видеоматериалов, CD - дисков).

План урока.

п/п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Временная реализация

1.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Восприятие

1 минута

2.

Целевая установка. Составление плана урока.

Сообщение темы и разъяснение целей урока. Составление плана урока через загадывание загадок.

Составление плана урока через разгадывание загадок.

5 минут

3.

Работа по теме урока.

а) Характеристика территории Сибири.

б) История заселения Сибири.

в) Физминутка.

г) Природные богатства Сибири.

д) Традиции народов Сибири.

Проверка имеющихся у учащихся знаний.

Наблюдение, помощь по просьбе учащихся.

Чтение стихотворения собственного сочинения, демон-страция движений.

Наблюдение, помощь по просьбе учащихся.

Наблюдение, помощь по просьбе учащихся.

Работа по карте и учебнику.

Чтение докладов, демонстрация кадров.

Выполнение физических упражнений.

Чтение докладов, демонстрация образцов полез-ных ископаемых и кадров.

Чтение докладов, демонстрация кадров.

10 минут

2 минуты

1 минута

19 минут

5 минут

4.

Итог урока.

Чтение стихотворе-ния собственного сочинения.

Восприятие

1 минута

5.

Домашнее задание.

Разъяснение дифференцированного объёма работы на дом.

Запись в дневни-ках. Выбор задания.

1 минута

Задачи урока.

Образовательная - обобщить знания учащихся о природных условиях и полезных ископаемых Сибири.

Развивающая - развивать познавательный интерес учащихся.

Воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному краю.

Оборудование: компьютер, проектор, карты Сибири: физическая, природных зон, полезных ископаемых; образцы полезных ископаемых: гранит, кварц (2 вида), полевой

шпат, нефть, глина, торф, сидерит, молочно-белый жильный кварц с зёрнами золота, циркон, кварцевый песок; предметы: бусы из горного хрусталя, хрустальная ваза, тетрадь, открытка глянцевая, мелированная бумага, плитка томская и импортная, тарелка, ваза керамическая, сувенир из керамики, гумат.

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

2. Целевая установка. Составление плана урока.

Сообщение темы и разъяснение целей урока. Составление плана урока через загадыва-ние загадок.

Учитель. 24 февраля в нашей школе пройдёт очередная конференция по теме «Сибирь. XXI век». И сегодняшний урок станет подготовительным этапом к ней. Его тема «Сибирь. Природные условия» (слайд №1). Учитель читает четверостишие о Сибири (слайд №2 – Зимний пейзаж).

(Звучит песня «Вот она Родина» с пейзажными зарисовками (слайды №3-14.)

Учитель. В ходе подготовки к конференции мы посетили минералогический музей ТПУ, вы подобрали дополнительный материал, изучили традиции народов Сибири. И целью данного урока является обобщить все знания по данному вопросу, чтобы наши докладчики могли подробнее осветить предложенные нам темы на общешкольной конференции.

Но сначала предлагаю вам отгадать загадки, которые непосредственно относятся к теме разговора. Пусть отгадки послужат нам планом сегодняшнего урока. (Учитель загадывает загадки о Сибири на слайдах (слайды № 15 - 17). Отгадки на доске – план урока: 1. Сибирь 2. Томь, Байкал, Алтай. 3. Ермак). Итак, начнём с характеристики территории Сибири.

3. Работа по теме урока.

а)Характеристика территории Сибири. Работа по карте и учебнику.

–Где располагается Сибирь и каковы её размеры? (2 «Б»: - Сибирь располагается в Азии и занимает большую часть её.)

-Определите границы Сибири. (3 «А»: - От Урала на западе до горных хребтов Тихоокеанского водораздела на востоке; от берегов Северно-Ледовитого океана на севере до холмистых степей Казахстана и границей с Монголией на юге)

-Что вы можете сказать о климате на севере и юге Сибири? (2 «Б»: средняя t0 января от -16 0 на юге Западно-Сибирской равнины до -48 0 в Якутии, где расположен один из полюсов холода Северного полушария).

-Какие природные зоны есть на территории Сибири? (3 «А»: тундра, тайга, лиственные леса, степи)

-Чем обоснованно такое разнообразие природных зон?

Учитель: Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике на стр.159 (2 часть).

Чтение текста в учебнике. - Что оказывает влияние на изменение климата?

Работа по физической карте. Предлагаю обратиться к карте на форзаце учебника (работа в парах):

-Найдите: Среднесибирское плоскогорье, Северо-Сибирскую низменность, Анабарское плоскогорье, Нижнеенисейскую возвышенность, Васюганскую равнину, Уральские горы.

-Прочитайте названия во втором пункте плана. (Томь, Байкал, Алтай)

-Найдите на карте реки Сибири: Обь с Иртышом, Томь, Енисей, Лену; озёра: Байкал, Таймыр; горы: Алтай, Западный Саян, Восточный Саян.

Учитель. Заселение Сибири, как свидетельствуют источники, началось ещё в каменном веке. А с чьим именем связано начало освоения Сибири? (Ермак)

б) История заселения Сибири.

Итак, переходим к следующему пункту нашего плана. Послушаем сообщение о Ермаке. Доклад о биографии Ермака 2 «Б» (слайды №18 - 20)

в) Физминутка (слайд №21 - Сибирь. Мороз.)

Учитель. Мы сказали, что здешние края очень суровые. Чем же привлекала сюда людей земля сибирская? Чем богата Сибирь?

- Объясните слова М. В. Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном»

Учитель. Богатство и красоту Сибири воспевают в песнях, стихах. (Ученики читают стихотворение А. Твардовского (слайд №22).

-О каком кладе идёт речь в стихотворении? (о полезных ископаемых) Это следующий пункт плана нашего урока.

г) Природные богатства Сибири.

-И сейчас я хочу вызвать помощников, которые помогут мне провести этот этап урока.

Миша и Настя готовятся к выступлению на конференции, и сегодня они представят вам результаты своей исследовательской работы. Вы дополните их рассказ своими находками.

Томская область – составная часть Сибири. Давайте этот вопрос рассмотрим на примере нашей области. Каждое полезное ископаемое имеет своё условное обозначение на карте, свой значок.

-Что скрывается по этим значком? (демонстрация значка нефти, ответы детей).

-Послушаем сообщение докладчика о нефти. (Доклад о нефти (показ образца, слайд № 23, слайды № 24, 25 – скважина, трубоукладка, слайд №26 –ТНХК).

Задания учащимся: Что вы можете дополнить? Найдите на карте месторождения нефти (ответы детей с места).

Доклад о граните (слайды № 27 – 29).

Задания учащимся:

-Расскажите, что вы нашли о граните?

-Какое полезное ископаемое обозначается так? (слайд №30 (1)– торф, значок торфа)

-Почему именно такое обозначение ему придумали? (слайд) №30(2) – способ добычи)

-Послушаем сообщение о торфе. (Доклад о торфе (слайд № 31 – Васюганское болото).

Задания учащимся: Где вы встречали торф? (Ответы детей.)

Задания учащимся: А как вы считаете, есть ли в Сибири драгоценные камни и металлы?

Доклад о золоте (слайд №32 - 34 - золото).

Учитель. Часто нам под ноги попадают различные камни. И как часто мы не понимаем, что это великое произведение природы (слайд №35 Самоцветы Сибири).

-А сейчас предлагаем посмотреть видеоматериал о камнях Томской области. (видеоролик о камнях под «Лунную сонату» Л. В. Бетховена (слайды №36 - 38).

Учитель. Подводя итог вышесказанному, обратимся ещё раз к словам М. В. Ломоносова. Может, вы теперь понимаете их по-другому? (слайд №39)

Издавна природные сокровища пленяли людей своей красотой. Во многих произведениях уральского писателя Павла Бажова мы встречаемся с этими великолепными творениями природы. По его сказам созданы художественные фильмы и мультфильмы. Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Медной горы хозяйка» (демонстрация мультфильма - слайд №40-41)

д) Знакомство с народными традициями.

Учитель. Хоть и суровый климат в наших краях, но здесь живут люди с горячими сердцами, которые могут веселиться и радовать других. Наш край богат не только природными ресурсами, но и народными традициями. Сейчас вам ребята расскажут о замечательном празднике «Масленица», который очень любят в Сибири.

Доклад о празднике «Масленица». Слово докладчику (слайды №42 - 44)

4. Итог урока. (Слайд №45)

-Что интересного вы узнали на уроке?

Учитель. Своё отношение к родному краю я хочу выразить стихами:

Реки быстрыми лентами вьются

И поют свои песни о том,

Как кукушки в чащобе смеются,

Муравьи строят свой чудо-дом.

Как шумят корабельные сосны,

Тихо плачет березка в глуши,

Как сменяются зимы на весны,

Да шумят над водой камыши.

О Сибирь! Как же ты величава!

Всех богатств твоих не сосчитать.

И идет о тебе всюду слава,

Учишь ты и любить, и мечтать.

Процветай же и впредь, край родимый,

Открывай людям тайны свои.

Каждый день твой пусть будет счастливым.

Край надежды, добра и любви.

5. Домашнее задание: узнать о народных традициях Сибири.

Write a comment

Организация:
Должностные инструкции
Уставы
ГОСТы (нормативы)
Анкеты сотрудников
Отрасли:
Промышленность
Программы развития
Образовательные материалы
Пресса:
Мониторинг СМИ (федеральная служба по тарифам)
Закон и право
Товары и цены:
Прайс-листы
Услуги и технические задания
О проекте::
Главная
Частые вопросы
Информация
Галереи
Архивы
Форум
Реклама
Обратная связь



Информация | Контакты | Реклама на сайте