Игра как способ развития социального интеллекта учащихся на уроке иностранного языка

Поступления материалов за 17 августа 2012 г.

Тартачная Елена Викторовна,
п. д.о МОУ ДОД ДТДиМ г. Р/Д, преподаватель МОУ ГЮИ
и Смирнова Е. В., преподаватель МОУ ГЮИ

Игра как способ развития социального интеллекта учащихся на уроке иностранного языка

Проблема развития социального интеллекта продолжает демонстрировать актуальность, а также прочно утверждает свои позиции как неотъемлемый компонент развития личности учащегося и, соответственно, необходимое условие организации процесса обучения.

Бесспорна роль социального интеллекта для формирования таких базовых навыков и умений, как общение, взаимодействие, формирование прочных устойчивых связей. Его развитие важно для вхождения в социокультурную среду, в том числе, иноязычную, а также для социализации личности, развития коммуникативных навыков, речевой и компенсаторной компетенций. Также необходимо учитывать аспект психологической адаптации в постоянно изменяющихся условиях.

Актуальность и необходимость развития социального интеллекта очевидна. В ходе учебного процесса, внеклассной деятельности реализовывается приобретение и закрепление необходимых навыков и умений, способствующих психологической и социальной адаптации учащихся к окружающему их микро - и макросоциуму, вхождению во взрослую жизнь.

Хотелось бы подробнее остановиться на методах работы с учениками, которые к концу обучения раскрывают свои потенциальные возможности, почувствовав веру в себя и нашедших (что самое главное!) себя в жизни.

Отношение к ученику как к субъекту общечеловеческой культуры требует изменения традиционной системы методов обучения, разработки и использования способов социально-активного обучения. К числу наиболее действенных из них относится учебная творческая игра. Она может включать в себя игры различного вида: деловые, ролевые, организационно-театрализованные, сюжетно-ролевые, деятельностные, дискуссионные и др. Творческая игра позволяет таким образом изменить процесс обучения, чтобы ученики принимали непосредственное участие в разработке и проведении игры. Это особенно важно, если учитывать, что процесс обучения должен носить характер творческой активности, т. к. это является последующим образцом организации гражданином общества в целом и своей жизни в частности.

Обыгрывая серьезные, «взрослые» ситуации, дискутируя о различных серьезных проблемах современности и не только, старшеклассники обмениваются друг с другом своими мнениями; так, они могут быть замечены, услышаны, да и от интересно проведенного урока будет гораздо больше пользы, т. к. задействованными оказываются все виды восприятия, активизируются память и внимание, развиваются мышление, способность смотреть вглубь проблемы, умение вести дискуссию, самостоятельно делать выводы и многие другие качества, реально необходимые молодому человеку в его вхождении в мир взрослых и при становлении его как личности.

В творческой ролевой игре обнаруживается зона ближайшего развития играющего, возможность проявлять те качества, которые недоступны ему в повседневной жизни.

В игре формируются и развиваются коллективные, межличностные отношения. Социализация старшеклассников происходит тем интенсивнее, чем в большей мере они выступают субъектами различных видов деятельности. В этом смысле игра еще раз характеризует себя как высокоэффективное, действенное, заинтересовывающее средство обучения, вызывающая развитие творческой самостоятельной активности. Игра обогащает познание старшеклассников, их художественную деятельность, содействует развитию их воображения, фантазии, оказывает немаловажное влияние на их самоутверждение. Также игра открывает большие возможности для нравственно-эстетического воспитания. Необходимо лишь, чтобы включение игры в познание осуществлялось в соответствии с задачами не только программного материала, но и всей системы развивающего и воспитывающего обучения.

Урок иностранного языка является благодатной почвой для реализации заданных целей по развитию социального интеллекта, т. к. в самой сути его – культурная, языковая, социальная интеграция, что подразумевает комплексный многосторонний подход к организации урока.

В гимназии стало традиционным проведение ролевых игр, индивидуальных и коллективных проектных работ (защита проекта, презентации, семинары, дискуссионные клубы, решение коммуникативных задач). Например, ролевые игры: «Экологический суд», «Выборы», «Строительство нового супермаркета», ток-шоу «Моя семья», «Проблемы молодежи», проектные работы «Субкультуры», «Религии», « По городам и странам, «Обычаи и традиции», «Великие люди», «Традиции питания», «Ростов и область», викторина, «По станциям», «Искусство», «ТВ и Масс медиа» (пародии на ТВ передачи, н-р, «Окна»).

Подобные формы обучения способствуют вхождению ребят в коллектив, общество, развивают коммуникативные навыки и речевые компетенции, учат правильно выбирать модель поведения, стиль речи, а также выстраивать взаимоотношения и взаимодействие друг с другом, с родителями, учителями, другими людьми, включая вхождение в чужую социокультурную среду.

Вживаясь в игровой образ, ребята «проигрывают» реальные жизненные ситуации, что позволяет определить жизненную позицию по отношению к тем или иным явлениям, помогает в поиске и принятии решений в ситуациях широкого спектра: от бытовых до жизнеопределяющих (от выбора покупки до выбора профессии и своего места в жизни).

Максимальное приближение к действительности, реалистичность происходящего способствуют полному погружению в ситуацию, т. о. реакция учащихся является «настоящей» по отношению к предложенной ситуации, т. е. осуществляется своего рода репетиция взрослой жизни.

Т. о., как нельзя более эффективно социальный интеллект развивается и, что важно, закрепляется, т. к. не навязывается и не насаждается искусственно.

Другим немаловажным аспектом является интеграция знаний, т. к. при подготовке, обсуждении и других видах учебной деятельности применяются и используются знания, полученные в ходе изучения других дисциплин: истории, обществознания, риторики и др.

Также важен тот факт, что приобретенный опыт актуален и для подготовки к ЕГЭ. Темы, вынесенные для заданий части С1-С4 (письмо и комментарий по заданной теме, монологическое и диалогическое высказывания), тесно пересекаются с тем, что учащиеся усваивают в игровой форме: проблемы взаимопонимания поколений, общение с друзьями, здоровый образ жизни, толерантность, новые технологии и т. п.

В ходе реализации системного подхода к образовательному процессу в целом и его ориентированности на развитие социального интеллекта в частности, осуществляется и подбор учебных материалов. Так, базовым учебником для дисциплины «Английский язык» является «Миллениум», содержание которого, помимо методически грамотного построения с целью дальнейшего развития коммуникативнойкомпетенции, направлено на социальную и культурную адаптацию учащихся. В частности, раздел “Express yourself” предлагает различные виды заданий, подразумевающих самостоятельное решение коммуникативных задач (например, мини-диалоги «В банке», «На почте», «На ж\д или авиа вокзале» и т. п., ролевые игры по выходу из различных, в том числе конфликтных, ситуаций)

Т. о. можно сказать, происходит формирование и всестороннее развитие личности учащихся: социальное, психологическое, эмоциональное, интеллектуальное. Все перечисленные компоненты и являются определяющими в понятии «социальный интеллект».

Write a comment

Организация:
Должностные инструкции
Уставы
ГОСТы (нормативы)
Анкеты сотрудников
Отрасли:
Промышленность
Программы развития
Образовательные материалы
Пресса:
Мониторинг СМИ (федеральная служба по тарифам)
Закон и право
Товары и цены:
Прайс-листы
Услуги и технические задания
О проекте::
Главная
Частые вопросы
Информация
Галереи
Архивы
Форум
Реклама
Обратная связь



Информация | Контакты | Реклама на сайте