Урок по обществознанию на тему «Деньги, их функции»

Поступления материалов за 24 октября 2012 г.

Урок по обществознанию на тему «Деньги, их функции»

Цель: рассмотреть роль денег в современной экономике.

Предмет: обществознание.

Класс: 7.

Дата проведения: 10.03.2011 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

I. Повторение пройденного материала.

1. Беседа по вопросам:

1)  Как обмен решает задачи экономики?

2)  Что необходимо для выгодного обмена?

3)  Зачем люди и страны торгуют?

4)  Почему торговлю считают источником богатства страны?

5)  Для чего нужна реклама товаров и услуг?

6)  Какие способы привлечения внимания потребителей к товару или услуге используют производители?

2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

ВСПОМНИ

Что такое обмен? Где и когда появились первые деньги? Что вы знаете о торговле в Древней Руси?

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Мнения семиклассников в вопросе о том, что такое деньги, разделились. Наташа утверждала, что деньги – зло, потому что из-за них в жизни происходит немало бед и несчастий. Антон, возражая, говорил, что деньги – это всё! Тот, у кого они есть, может всё на свете. А вы как думаете?

Как деньги стали деньгами

В предыдущих параграфах вы узнали об обмене. Первоначально люди обходились обменом товара на товар – бартером. Выглядело это примерно так. Предположим, одному человеку требовался гончарный сосуд. У него был каменный нож, который он готов был обменять на сосуд. Оставалось только встретиться с владельцем сосуда и договориться об обмене. Просто? Не тут-то было. Прежде всего, необходимо, чтобы владелец сосуда нуждался именно в каменном ноже, а не в чём-то другом, чего у владельца ножа не было. Со временем люди научились решать такую экономическую задачу, догадались, что две сделки можно разделить во времени. Сначала можно нож обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар-посредник в данном случае выступает в роли эквивалента. Слово это означает нечто равноценное или соответствующее в определённом отношении другому товару.

В роли эквивалента у разных народов в разное время побывали кусочки меха, кожи, рисовые зёрна, редкие раковины, скот и др. Все названные богатства стали играть роль денег. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее – серебру и золоту. Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоёмка и требует немалого мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – ещё одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчётах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или в банке. Удобно?

Можете высказать собственное мнение по этому вопросу.

Функции денег

Попробуйте отгадать загадки:

Не любовь, а душу согревают.

Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.

Не магнит, а притягивают.

Не господин, а подчиняют.

Не слуга, а служат.

Ответ прост: всё, что названо, напрямую относится к деньгам. Они действительно кажутся всемогущими. А каковы на самом деле их функции?

Среди важнейших функций денег принято выделять пять.

В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходится решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар. Цена – сумма денег, которая уплачивается при покупке товаров или услуг. До появления денег продавец и покупатель действительно взвешивали необходимое количество зёрен или отсчитывали ракушки, меховые шкурки и т. д. Деньги как средство измерения стоимости очень удобны. В самом деле, смотришь на ценник и понимаешь, что один товар дороже другого в два раза или на одну треть. Для этого не нужно даже раскладывать перед собой кучки монет или банкнот. Достаточно выразить цены в одних единицах. Товар А стоит 100 р., а товар Б – 10 р. Это значит, что на сумму 100 р. вы можете купить 1 единицу товара А и 10 единиц товара Б.

Деньги как средство обращения пришли на смену бартеру. В отличие от меры стоимости товара тут деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из рук в руки. Правда, в роли посредника при обмене деньги выступают мимолётно. Поэтому в реальности здесь металлические деньги часто заменяются бумажными или кредитными. Например, чтобы купить нужный товар, можно использовать заменители – чек или банковскую кредитную карточку (о них речь пойдёт дальше).

Как средство платежа деньги используются, например, при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др. В этих случаях деньги опережают товары и услуги в их стремлении к взаимному обмену. Так, прежде чем мама пошлёт вас в магазин за хлебом, она должна сначала получить деньги на своей работе, потом дать их вам, а в магазине вы расплатитесь этими деньгами за нужный семье товар. И в данном случае деньги часто выступают не в привычном виде монет или банкнот, а в виде заменителей.

С давних времён деньги способны выступать в роли сокровищ. Здесь проявляется их функция средства накопления. Хранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде клада. Выбор за владельцем денег. Деньги как средство накопления позволяют осуществить в будущем различные планы. Герой повести Н. В. Гоголя Акакий Акакиевич Башмачкин мечтал о новой шинели, с приобретением которой он связывал изменения в своей жизни. Любой современный подросток мечтает о какой-нибудь вещи и даже нередко откладывает на покупку деньги. В этом желании нет ничего дурного, особенно если деньги заработаны самостоятельно. Но иногда стремление накопить превращается в манию, страсть, заменяет человеку реальную жизнь.

Поэтическое слово

***

Счастливый день! могу сегодня я

В шестой сундук (сундук ещё неполный)

Горсть золота накопленную всыпать.

Не много, кажется, но понемногу

Сокровища растут. Читал я где-то,

Что царь однажды воинам своим

Велел снести земли по горсти в кучу,

И гордый холм возвысился – и царь

Мог с вышины с весельем озирать

И дол, покрытый белыми шатрами,

И море, где бежали корабли.

Так я, по горсти бедной принося

Привычну дань мою сюда в подвал,

Вознёс мой холм – и с высоты его

Могу взирать на всё, что мне подвластно.

Что не подвластно мне? как некий демон

Отселе править миром я могу;

Лишь захочу – воздвигнутся чертоги;

В великолепные мои сады

Сбегутся нимфы резвою толпою;

И музы дань свою мне принесут,

И вольный гений мне поработится,

И добродетель и бессонный труд

Смиренно будут ждать моей награды.

Я свистну, и ко мне послушно, робко

Вползёт окровавленное злодейство,

И руку будет мне лизать, и в очи

Смотреть, в них знак моей читая воли.

Мне всё послушно, я же – ничему;

Я выше всех желаний; я спокоен;

Я знаю мощь мою: с меня довольно

Сего сознанья…

А. С. Пушкин. Скупой рыцарь

Как герой этих строк относится к деньгам?

Накопление денег осуществляют не только граждане. Государство также имеет ресурсы в виде золота и других ценностей.

Деньги как всеобщее платёжное средство существуют и в международных связях. Это и есть мировые деньги. С их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п., в прошлом они чаще всего выступали в виде золотых монет или слитков. Затем эта роль переходила к денежным единицам различных стран (фунт стерлингов, доллар). Были времена, когда и российский рубль был одной из самых твёрдых валют и охотно принимался в международных расчётах.

Жил на свете человек

Сергей Юльевич Витте (1849 – 1915) – граф, российский государственный деятель. Выходец из небогатой дворянской семьи, благодаря своим дарованиям сделал блестящую карьеру, будучи в разные годы министром путей сообщения, министром финансов, председателем Кабинета министров. Один из его ближайших сподвижников писал о нём: «Человек сильного ума, твёрдой воли, бьющей оригинальности во внешности, образе мыслей и действий… По натуре боец, сильный, даже дерзкий, он как бы искал поприща для состязания и, когда встречал противника, вступал с ним в решительный бой…» При активном участии С. Ю. Витте в Российской империи были проведены крупные экономические реформы, укрепившие государственные финансы и ускорившие экономическое развитие страны.

В 1897 г. С. Ю. Витте подготовил денежную реформу в России. Основой всей денежной системы стало золото. Устанавливался свободный размен кредитных билетов на золотые монеты. Золотое содержание рубля составляло 66 копейки золотом. Реформа укрепила доверие к российской валюте, ставшей одной из самых надёжных в мире.

Не исключено, что стабильность рубля не только факт прошедших лет. Дальнейшее развитие экономики России может привести к тому, что рубль вновь станет конвертируемым.

Деньги меняют обличье

Известно, что деньги появились в VII в до н. э. и были изобретены независимо друг от друга китайцами и жителями Малой Азии – лидийцами.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы), при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме. Государственный штемпель на монете подтверждал вес и доброкачественность металла, из которого была изготовлена монета.

На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского игра имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты называли денгой, откуда и произошёл сам термин «деньги».

Слово «рубль», по одной из версий, возникло в Новгороде в XII в. и стало названием новгородской гривны (слитка серебра).

Копейкой стали называть государственную русскую монету, введённую в обращение с 1554 г. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьём.

Однако, меняя своё обличье, деньги сохраняли важнейшие функции. Следовательно, не так важно, как выглядят деньги, гораздо важнее, что и сколько можно на них купить. А это зависит уже от уровня развития хозяйства.

История учит, что государства, заботящиеся о своих гражданах, особое внимание уделяют тому, чтобы количество выпускаемых денег соответствовало количеству товаров, которые можно купить на эти деньги, чтобы росли доходы граждан. Там, где граждане богаты, государство процветает.

С развитием банков металлические деньги сменились бумажными банкнотами. Это были своеобразные расписки, которые выдавали банки при приёме на хранение определённого количества золота. Банковская расписка оказалась удобнее, чем золотые монеты. В России бумажные деньги стали выпускать с 1769 г. и называли их ассигнациями. Постепенно бумажные заменители вытеснили из обмена своих прародителей – монеты. Близкими по сути заменителями наряду с ассигнациями стали чеки. Чек есть не что иное, как оформленный определённым образом денежный документ. В этом документе содержится приказ (обязательство) банку от имени клиента уплатить определённую сумму предъявителю чека или другому лицу, указанному в чеке.

Банки выдавали своим вкладчикам чеки, карточки для оплаты услуг без обращения к наличным деньгам. Если продавцы услуг или товаров, доверяя банку, выдавшему карточку, готовы принять её как подтверждение, что банк выплатит определённую сумму, то карточка начинает выполнять роль денег. Следующим шагом в развитии денег стали деньги-невидимки – электронные карточки.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

В. Е. Маковский (1846-1920). Крах банка. 1881 г. ГТГ

Как иначе можно назвать эту картину? Какие чувства, переживания участников события изобразил художник? По каким деталям можно определить эти эмоции?

III. Итог урока.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1)  Назовите основные функции денег.

2)  Какие виды денег существуют?

3)  Чем монеты отличаются от банкнот?

В КЛАССЕ И ДОМА

1)  Какое суждение верно?

А. Деньги усложняют обмен.

Б. Деньги облегчают обмен.

Свой выбор объясните.

2)  Разберитесь в путанице. Сквозняк сбросил со стола приготовленные карточки для викторины, вопросы и ответы перепутались. Помогите разложить ответы в порядке, соответствующем номерам вопросов.

1. Банкнота

Банковская расписка

2. Монета

Указание банку о выплате денег

3. Чек

Символическое обозначение денег

3)  Каковы функции денег в следующих ситуациях (каждая из них обозначена цифрой в скобках)?

Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял за свою куртку (1).

Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей (2) какому-то мальчишке.

Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрёл билет на завтрашнее представление (3).

Оставалось ещё целое богатство – четыре гроша (4).

Один грош завалился за подкладку (5).

«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево (6).

Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль (7).

4)  Один из героев романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» разыскивал спрятанные в стульях сокровища. Служитель театра обещал продать стул Остапу Бендеру и его партнёру по розыску спрятанных бриллиантов. Причём служитель предлагал сделку: «Утром деньги – вечером стулья». Чем эта сделка похожа на отношения банка и владельца электронной карточки?

5)  Прочитайте отрывок из стихотворения и выберите строки, в которых называются различные функции денег. Объясните, что эти функции обозначают.

Настоящий риск с деньгами!

Можно их держать в копилке

На развитье лесопилки.

Можно в доллары вложить,

Чтоб потом богато жить.

Кто-то держит деньги в Банке,

Кто-то их в консервной банке

Зарывает под сосной

На окраине лесной

Э. Успенский

6)  Согласны ли вы с выводом автора приведённого выше стихотворения? Свой ответ объясните.

7)  Рассмотрите, что изображено на российских банкнотах. Что такое номинал? Зачем на банкнотах помещены номера?

8)  Если вы читали роман А. Дюма «Граф Монте-Кристо», вам не составит труда вспомнить, кто такой аббат Фариа. Его деньги играют очень важную роль в сюжете романа.

Представьте, что вам необходимо схематично передать приятелю самое главное в судьбе денег аббата Фариа. Составьте план такого рассказа, указав, в каких ситуациях деньги меняют ход событий, какую роль они играют в жизни героев романа.

9)  В рассказ Незнайки о деньгах будущего вкралось несколько ошибок. Найдите их, объясните, в чём Незнайка не прав.

В будущем деньги станут компьютерными, или виртуальными. Например, захотелось Пончику пирожков с повидлом, он включает компьютер, выходит в Интернет и передаёт по электронной почте в магазин свою чековую книжку. В магазине из этой книжки переписывают номера денег и зачёркивают эти номера, как в карточке лото. А потом отсылают чековую книжку назад Пончику. Он зачёркивает в этой карточке сумму, которую нужно уплатить за пирожки, и подсчитывает, что осталось. Когда сумма на этой карточке приближается к нулю, Знайка идёт в магазин и покупает новую карточку.

Оценивание ответов учащихся.

Домашнее задание: читать параграф №15 «Деньги, их функции».

Write a comment

Организация:
Должностные инструкции
Уставы
ГОСТы (нормативы)
Анкеты сотрудников
Отрасли:
Промышленность
Программы развития
Образовательные материалы
Пресса:
Мониторинг СМИ (федеральная служба по тарифам)
Закон и право
Товары и цены:
Прайс-листы
Услуги и технические задания
О проекте::
Главная
Частые вопросы
Информация
Галереи
Архивы
Форум
Реклама
Обратная связь



Информация | Контакты | Реклама на сайте